1991 - спасение авианосца "Тбилиси"
|
ОстапенкоАл | Дата: Сб, 04.01.2014, 09:10 | Сообщение # 21 |
БЧ-2
Сообщений: 3754
| Цитата mixa (  ) Весь сыр бор из-за текста взятого в интернете,скопированного без проверки , а написан он офицерами служившими на корабле,но в силу неких обстоятельств,или может быть времени попутавших Устьянцева и Устименко . Созвучные фамилии, одинаковые звания.....всё может быть....
Ошибки могут быть и проверять Интернет или то что в нём выложено могут не все и основания тому нужны , и тем более у материала поданного мной в ТС есть авторы к которым лично в первую очередь и надо предъявить претензии .
А теперь то , что мне удалось найти по "Тбилиси" и как это связано с вице-адмиралом Устьянцевым Александром Михайловичем и переходом авианосца на Северный флот в 1991 году , последнего года СССР :
«Дядя Саша» из Гремихи
Летом 1988 года на главном командном пункте тяжелого авианесущего крейсера, впоследствии получившего имя «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», появился сурового вида вице-адмирал со знаком командира подводной лодки на тужурке. Корабль проходил государственные испытания. В составе сдаточной команды было множество видных в своих областях деятелей: главных конструкторов, ученых, руководителей НИИ и многочисленных предприятий – контрагентов. Увидев рядом с собой подводника, многие из них удивлялись: «Кто это?»
- Как кто? - удивлялись в свою очередь знающие люди, - Устьянцев Александр Михайлович. Тот самый легендарный «дядя Саша», ас из асов подводного флота. А на крейсере он в качестве председателя Постоянной комиссии государственной приемки кораблей ВМФ....
.....После развала СССР, в конце 1992 года, при разделе Черноморского флота возникла угроза захвата крейсера «Адмирал Кузнецов», находившегося тогда в Севастополе, украинскими националистами. Необходимо было ускорить переход корабля с Черного моря к месту постоянного базирования на Север. Командовать отрядом кораблей назначили вице-адмирала Устьянцева, ибо он был не только весьма опытным моряком, но и единственным к тому времени адмиралом, досконально знавшим этот корабль. Прибыв в Севастополь и оценив обстановку, он стал готовиться к переходу. Особую сложность представлял проход через пролив Босфор. Дни, которые можно использовать для прохода, определяет правительство Турции по запросам через МИД России. Уже были получены разрешения, установлены даты... Но Устьянцев знал, что к этим же датам готовятся и «самостийщики» – с целью сорвать выход корабля. Знал он и о том, что все его переговоры с Москвой прослушиваются. Адмирал флота В. Н. Чернавин, в то время главком ВМФ, рассказывал: «В конце рабочего дня, когда сроки перехода «Адмирала Кузнецова» были уже согласованы, а решение на переход подписано, у меня в кабинете раздается телефонный звонок. Звонит Устьянцев по открытой связи с борта крейсера и докладывает: мол, на корабле имеется неисправность в машине. На устранение требуется несколько дней. Поэтому начало похода переносится на неопределенное время. И тут связь прерывается. Я попытался перезвонить. Мне докладывают: «Адмирал Кузнецов» на связь не выходит – «закрылся». Особой активности я проявлять не стал, так как полностью доверял Александру Михайловичу. Утром на следующий день оперативный дежурный мне доложил - ТАКР «Кузнецов» вчера вечером с наступлением темноты снялся с якоря и в настоящее время подходит к Босфору…» Вот такая «военная хитрость»... Переход авианосца с Черного моря на Север прошел благополучно. Для Александра Михайловича это был последний морской поход в его жизни. В январе 1993 года, после 43-летней календарной службы в Военно-Морском Флоте, он был уволен в запас по возрасту. А уже 2 февраля того же года, даже не успев еще встать на учет в военкомате по месту прописки, Устьянцев скоропостижно скончался от сердечного приступа. Александр Михайлович оставил в душах людей, соприкоснувшихся с ним в жизни хотя бы раз, светлую память. Его любили и уважали все, кто с ним служил и работал: министры и рабочие, ученые и конструкторы, командиры кораблей и матросы. Устьянцев любил говорить: «Моряки делятся на две группы. В первую входят те, кто всю жизнь учит, как надо брать пеленга, а во вторую - те, которые всю жизнь их берут».... http://k460.ru/forum....564694c
Быть , а не казаться .
|
|
| |
|
semandr | Дата: Сб, 04.01.2014, 12:11 | Сообщение # 22 |
Сообщений: 9
| согласен, двайте не будем лаяться, а помянем ЮГ добрым словом. Мне приходилось с ним встречаться уже в Севастополе в 2005-2008 гг., нормальный был мужик и адмирал, земля ему пухом.
|
|
| |
|
mixa | Дата: Сб, 04.01.2014, 12:16 | Сообщение # 23 |
Сообщений: 185
| [quote=semandr;5333]земля ему пухом.[/quote]
В предсмертной записке он написал что бы его прах развеяли над морем. Так что земля пухом не будет. А как говорят в таких случаях я не знаю.
|
|
| |
|
semandr | Дата: Сб, 04.01.2014, 12:23 | Сообщение # 24 |
Сообщений: 9
| "Дни, которые можно использовать для прохода, определяет правительство Турции по запросам через МИД России. Уже были получены разрешения, установлены даты... " - это снова выдумки. В советское время наши корабли, как корабли черноморского государства, проходили проливную зону УВЕДОМИТЕЛЬНЫМ, а не РАЗРЕШИТЕЛЬНЫМ порядком, и уведомление на проход практически всех боеготовых единиц подавалось турецкой стороне ежедневно. Читайте Конвенцию Монтре о режиме черноморских проливов.
|
|
| |
|
mixa | Дата: Сб, 04.01.2014, 12:41 | Сообщение # 25 |
Сообщений: 185
| [quote=semandr;5335]"Дни, которые можно использовать для прохода, определяет правительство Турции по запросам через МИД России. Уже были получены разрешения, установлены даты... " - это снова выдумки. В советское время наши корабли, как корабли черноморского государства, проходили проливную зону УВЕДОМИТЕЛЬНЫМ, а не РАЗРЕШИТЕЛЬНЫМ порядком, и уведомление на проход практически всех боеготовых единиц подавалось турецкой стороне ежедневно. Читайте Конвенцию Монтре о режиме черноморских проливов.[/quote]
Это опять пишет неграмотный первоисточник кап 1 ранга Волженский. Я думаю правды сейчас не найти, если уж сам Виктор Степанович Ярыгин в своих воспоминаниях указал столько не точностей что книгу пришлось переиздавать второй раз, то что уж говорить о других.
|
|
| |
|
ОстапенкоАл | Дата: Сб, 04.01.2014, 13:57 | Сообщение # 26 |
БЧ-2
Сообщений: 3754
| Цитата mixa (  ) Я думаю правды сейчас не найти, если уж сам Виктор Степанович Ярыгин в своих воспоминаниях указал столько не точностей что книгу пришлось переиздавать второй раз, то что уж говорить о других.
Думаю ко всему надо относится с небольшой поправкой на время. Начиная с незапамятных времён всегда были люди которые умышленно искажали правду , а кто то не умышленно по своей невнимательности .
Из той же истории "Два капитана" Каверина т.е. во все времена среди некоторых людей в чести было тщеславие , клевета , глупость, зависть , подхалимство и пр.
Уверен , что резкость обличений (бред) надо умерить , а просто спокойно дополнять неизвестные или ошибочно поданные страницы из жизни ВМФ .
Я например стараюсь подкреплять информацию по возможности фотографиями т.к. они более всего правдивы всегда.
Найти бы фотографии с того первого похода "Тбилиси" на СФ и наверняка у кого то такие есть . Не знаю , но может есть группа в Одноклассниках и там есть те кто был в походе и имеет информацию из первых рук для составления картины того перехода.
PS Интервью журналистам давал офицер Канишевский и надеюсь он здравствует , и вот бы ему задать вопросы по этой статье , а также услышать мнение офицеров с ним служивших . Я понимаю можно например по не знанию специфики перепутать тип самолёта , но есть же вещи , которые нормальный офицер не может выдумывать если он настоящий офицер.
Быть , а не казаться .
|
|
| |
|
semandr | Дата: Сб, 04.01.2014, 20:05 | Сообщение # 27 |
Сообщений: 9
| Я на том переходе из Севастополя в Североморск фотографии делал только по службе (самолеты и корабли противника, которые сопровождали нас от Босфора до рубежа Нордкап-Медвежий). После писал отчет, который получил высокую оценку в Разведке ВМФ. Фотографии личного содержания можно поискать у членов экипажа.
|
|
| |
|
ОстапенкоАл | Дата: Сб, 04.01.2014, 20:56 | Сообщение # 28 |
БЧ-2
Сообщений: 3754
| Цитата semandr (  ) После писал отчет, который получил высокую оценку в Разведке ВМФ. Фотографии личного содержания можно поискать у членов экипажа.
Было бы хорошо если вы смогли выложить здесь фото ,что сохранилось у вас с того похода и вероятно у вас сохранились связи с теми то был тогда рядом чтобы составить достоверную картину начиная с подготовки и сам переход как шёл и то чем командовал , в каком составе .
Т.е. хорошо бы вам сделать зеркальный рассказ , о реальных событиях от подготовки до севера с по абзацным разбором статьи от Канишевского . Это было бы хорошее дело вместо того чтобы тут кусками угадывать , что правда , а что нет.
Быть , а не казаться .
|
|
| |
|
semandr | Дата: Сб, 04.01.2014, 23:46 | Сообщение # 29 |
Сообщений: 9
| ЗАЙМУСЬ, ВОЗМОЖНО, ПОЗЖЕ, СЕЙЧАС ОЧЕНЬ МНОГО ДЕЛ
|
|
| |
|
mixa | Дата: Пн, 06.01.2014, 17:19 | Сообщение # 30 |
Сообщений: 185
| Вице-адмирал Ю.Г.Устименко похоронен на Серафимовском кладбище г.Санкт-Петербурга. На похоронах присутствовало более 300 человек. Пусть земля будет пухом
|
|
| |
|
Александр412 | Дата: Чт, 09.01.2014, 17:15 | Сообщение # 31 |
Сообщений: 49
| Далекие события 1991 г. Фрагменты моих воспоминаний. В июне 1991 года я вернулся в НИИ после окончания целевой очной аспирантуры ТРТИ и защиты диссертации. Ноги принесли в родное конструкторское отделение, где от его начальника А.Макаренко услышал, что он очень рад моему возвращению, но принять на работу не может, т.к. теперь под меня надо открывать новый сектор, а "к.т.н. не гоже быть ведущим инженером-конструктором". После получения десятка подобных любезных отказов иду я с поникшей головой по межкорпусному подземному переходу. Вдруг как ветер проносится мимо нач. отдела Петр Михайлович Фокеев. Он чуть не сбил меня с ног... . Остановился, оглянулся и с недоумением спросил:" А ты Пришибской что тут делаешь?" Я вкратце обрисовал ситуацию. Он ни секунды не думая сказал:" С этой минуты ты работаешь у меня. Завтра после выхода приказа директора оформишь командировку, получишь командировочные. Послезавтра чтобы я тебя не видел в НИИ". Через день после этого судьбоносного для меня разговора я уже ехал в поезде "Ростов-Симферополь". С Симферополя до Севастополя не сомкнул глаз, смотря в окно электрички - нескончаемые просторы плантаций винограда и персиков. Проезжая по этому маршруту в начале 2000-ых годов увидел только голую степь с иногда попадающимися самовольными постройками крымских татар. Как надо ненавидеть природу, чтобы вырубить тысячи гектар виноградной лозы. В Севастополе был уже вечером, бегом с вокзала на Графскую пристань, в 20 часов уходит последний баркас на ТАКР "Адмирал Кузнецов". Так я попал на это чудо техники и пробыл там до начала декабря, лишь пару раз вырываясь на несколько дней в Таганрог. К моему появлению на ТАКР работы шли уже полным ходом. Я быстро влился в состав сдаточной бригады, помогли Саша Гайдаревский, Толик Кулаков, Борис Буянов и другие. Я стал ответственным за многомашинный вычислительный комплекс и прибор межмашинного обмена информацией. Сначала многое не получалось, просиживал сутками с паяльником и осциллографом у злополучного прибора межмашинного обмена. Зам. главного конструктора изделия ТК-146 "Созвездие-БР" руководитель сдаточной бригады П.М.Фокеев на публике злился:"Ты задерживаешь всю бригаду! Завтра прибор должен работать. Хоть умри около него!" А наедине по-отечески успокаивал:"Держись Шурик. Будет еще хуже...". Недели через две прибор начал показывать первые признаки жизни, а мне после n-го количества бессонных ночей дали поспать. Я еле-еле добрался с Боевого поста до лежанки в кубрике и отключился ... на пару суток. Потом ребята шутили:"Мы думали, что ты уже умер ...".
|
|
| |
|
Александр412 | Дата: Чт, 09.01.2014, 17:30 | Сообщение # 32 |
Сообщений: 49
| Через месяц стало даже появляться свободное время - вечером мог себе позволить погулять по полетной палубе ТАКР. Ночью с субботы на воскресенье ТАКР возвращался с Феодосийского морского полигона на внешний рейд Севастополя и все мы с нетерпением ждали утра. Утром на заре первым баркасом сваливали на берег и целый день до 20 часов были предоставлены сами-себе (по интересам). Одни шли побузить в кабак, другие шли вечером на танцы в парке под духовой оркестр КЧФ СССР. Меня манили исторические достопримечательности Севастополя и окрестностей. Благо посмотреть было что! Это и Малахов курган, знаменитая Панорама, развалины древнего греческого города (Херсонесское городище в Гагаринском районе Севастополя) и многое другое. Воскресенье пролетало как миг и снова бегом на Графскую пристань, последний баркас на ТАКР в 20 часов и снова на две-три недели в море. Пока на корабле работала бригада женщин-поваров с ЧСЗ из Николаева кормили отменно. Никогда в жизни не ел столько мяса. И получить хоть дважды добавку - без проблем. Подойдешь к раздаче, улыбнешься и назовешь пышную 50-55 летнюю женщину "девушкой" и все ... . Три- четыре отборных порционных кусков мяса твои ... . В один из выходов на берег посетил тогда только что открывшийся стихийный рынок за городом. От доступного мне дефицита даже зарябило в глазах. Купил жене и сыну джинсы и жене тогда супер-модную легкую и яркую синтепоновую курточку с вышивкой "островок с пальмами". Для Таганрога это был супер эксклюзив. А я удостоился сотни поцелуев. Как мало надо женщине для "полного счастья"... . И мне тоже ... . Однажды руководитель бригады вызвал меня к себе и озадачил очередной проблемой. Скопилось огромное число изменений и дополнений к документации. Ответственные за приборы физически не успевают корректировать свою рабочую документацию. А ведь надо проводить еще и корректировку и корабельной документации (в 3 экземплярах). Встал остро вопрос о выделении людей для этой тяжелой и муторной работы. В бригаде свободных людей нет. И вот Фокеев неожиданно вспомнил:"А ведь у тебя жена работает в конструкторском? Вот мы ее и сковырнем! Поезжай в Таганрог. Через 4 дня жду вас на корабле". Сутки туда, сутки обратно, за день жену перевели в другой отдел, оформили командировку, выдали деньги, отвезли трехлетнюю дочку к бабушке в Макеевку, а пятилетнего сына взяли с собой. В срок добрались до Севастополя, а к вечеру погода резко испортилась и разыгрался нешуточный шторм. Баркас на ТАКР в 20 часов отменили, но корабль ночью уходил на полигон, а много офицеров осталось на берегу. Видно с Штаба флота поступила команда и заполненный до отказа баркас пошел на рейд в 22 часа. В открытом море шторм усилился, баркас безжалостно кидало по волнам. Краем уха слышал перешептывания удивленных офицеров, недоумевающих как баркас будет швартоваться к проставке корабля и высаживать людей. Надо отдать должное ГЕРОЙСТВУ капитана баркаса. Иногда в страшных снах снится мне этот эпизод выгрузки людей с баркаса на проставку. Капитану баркаса удалось подойти к проставке почти вплотную и удерживать минут 20 расстояние до проставки 70-100 см. Баркас кидало вверх-вниз относительно проставки на 3-5 метров. На баркасе по очереди (сначала офицеры, мичманы, матросы, потом мы гражданские) без вещей и сумок люди подходили к борту и ждали момента, когда палуба баркаса сравняется с палубой проставки. Потом человек, собрав все силы, выпрыгивал на проставку, где его ловили матросы с ТАКР. Когда очередь подошла к нам, я боялся смотреть на жену. На баркасе два матросика подкинули ее почти на два метра, а на проставке четверо матросов нежно ее словили. Затем пошел сын, потом я. У трапа с проставки на корабль стоял вахтенный офицер и командир корабля кап. 1 р. В.С.Ярыгин. Уже было темно и вахтенный офицер посветил фонариком на сына. Не могу забыть большие на выкате удивленные глаза офицеров. Командир корабля проверил документы и в жесткой форме заявил, что дает три дня на обустройство ребенка на берегу. Странные военные - он же знал, что корабль уходит через пару часов в море на 2-3 недели.
|
|
| |
|
Александр412 | Дата: Чт, 09.01.2014, 17:34 | Сообщение # 33 |
Сообщений: 49
| Однако спустя два месяца командир корабля случайно застал сына, гуляющим по проходу у его каюты, пригласил его к себе в гости, напоил соком и подарил свою офицерскую пилотку. Так началась почти трехмесячная корабельная эпопея моего сына. Ему уже под тридцать, а он часто вспоминает те счастливые дни. На корабле он был желанным гостем в любом матроском кубрике и офицерской каюте. Заметил, что когда мы шли вместе незнакомые мне офицеры часто приветствуют нас. Оказывается это они здороваются с сыном. Он даже умудрился побывать на недоступном мне секретном Боевом посту крылатых ракет П-700 "Гранит". Полюбили его и гражданские специалисты, которых в то время было очень много на корабле. В начале октября корабельный портной даже снял мерки и начал шить для сына из остатков тканей матроскую форму. Но не успел - помешала самостийная Украина.
|
|
| |
|
Александр412 | Дата: Чт, 09.01.2014, 17:43 | Сообщение # 34 |
Сообщений: 49
| Жена и сын пробыли в море на корабле почти три месяца. Когда было принято решение эвакуации ТАКР из Украины на СФ отправил их вертолетом в Саки и поездом в Таганрог.
Сообщение отредактировал Александр412 - Чт, 09.01.2014, 17:48 |
|
| |
|
Александр412 | Дата: Чт, 09.01.2014, 18:00 | Сообщение # 35 |
Сообщений: 49
| "Никуда тебя не отпущу".
|
|
| |
|
Александр412 | Дата: Чт, 09.01.2014, 18:03 | Сообщение # 36 |
Сообщений: 49
| На палубу садится самолет, а за надстройкой "тишина".
|
|
| |
|
Александр412 | Дата: Чт, 09.01.2014, 18:10 | Сообщение # 37 |
Сообщений: 49
| "Сейчас я полечу на нем".
|
|
| |
|
Александр412 | Дата: Чт, 09.01.2014, 18:16 | Сообщение # 38 |
Сообщений: 49
| Завершение полетного дня. Феодосийский морской полигон. Июль 1991 г.
|
|
| |
|
Александр412 | Дата: Чт, 09.01.2014, 18:19 | Сообщение # 39 |
Сообщений: 49
| "Нас не догонят ..." Судьба этого самолета. Заводской номер 03301 модель Т10К-6 борт. номер 79, выпуск 16.12.1990. В декабре 1991 самолет перегнали в Москву, использовался в различных программах в ЛИИ, в ОКБ. В 1993 передан в 279 КИАП, участник МАКС-97, Бангалор-98, Геленджик-2000. После простой на стоянке в ЛИИДБ. В 2004 прошел ремонт на КнААПО и в 2005 вернулся в полк. До 2008 был на ТАКРе. О дальнейшей судьбе сведения у меня отсутствуют.
Сообщение отредактировал Александр412 - Чт, 09.01.2014, 18:32 |
|
| |
|
Александр412 | Дата: Чт, 09.01.2014, 18:23 | Сообщение # 40 |
Сообщений: 49
| Палубный противолодочный поисково-ударный вертолет Ка-27 ПЛ-01М - ангел смерти для натовских субмарин.
|
|
| |